I. Паспорт программы:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Весёлые звоночки».
Автор-составитель Борисова Т.В.
Вид программы-типовая
Краткая аннотация Направленность-художественная
Форма реализации-очная
Срок реализации-два года
Возраст обучающихся- 7-10 лет
Категория детей-учащиеся младшего
школьного возраста
Уровень освоения программы-стартовый
1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена на основе /нормативных
документов:
– Концепции развития дополнительного образования/распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
– Федеральной целевой программы развития дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года;
– Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»;
– Устава организации;
– Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
организации;
– Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся организации.
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Веселые
звоночки» составлена на основе федерального государственного стандарта
начального общего образования, примерной программы начального общего
образования по музыке, в соответствии с Типовой программой по хоровому
классу для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ
(составитель В. Попов, М., 2008г.)
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе
дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор
детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также
совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные,
артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают
устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную
утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей
обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие,
активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых
инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное
умственное развитие человека», - утверждает известный педагог
Сухомлинский.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при
коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя
забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о
правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка
фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению
того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к
переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены,
прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и
воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных
условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает
руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный
материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься
хоровым пением. Для детей 6-10 лет характерна неразвитость голосовых
мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для
такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр
голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного
звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации
слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции,
овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной
отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко
возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к
организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и
решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое
чередование различных форм работы при пении произведений, это:
сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование
отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении
фортепиано, использование детских шумовых инструментов для
ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития
детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды
деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку,
музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с
солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные
прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную
карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют
внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая,
твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость,
напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность
выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют
контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают
лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Программа реализуется в течение 2 лет и рассчитана на учащихся начальной
школы (1 – 4 классы, 7 – 10 лет)
Занятия проводятся в форме групповой работы.
1год обучения – 36 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)
2год обучения – 68 часов (2 раза в неделю по 1 ч.)
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся
исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвященных
разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой,
незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и
научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Цель программы.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению,
исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую
деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокальнопесенного искусства. Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе
творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие
творческого потенциала ребенка.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи
музыкального воспитания детей на современном этапе:
•
Формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой
части их общей духовной культуры;
•
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
•
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности
воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах
музыкально-творческой деятельности;
•
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационновыразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре,
лучших произведениях классического наследия и современного творчества
отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в
синтетических видах творчества;
•
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкальнотворческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое
движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
•
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
•
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное
восприятие музыки и умение размышлять о ней;
•
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном
звучании;
•
развитие подвижности мягкого неба;
•
формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность,
мягкость) при условии звучания здорового детского голоса.
•
формирование навыков певческой выразительности, вокальной
артикуляции;
•
развитие певческого дыхания, диапазона;
•
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим
искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические
блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного
материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения
песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни.
Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной
выразительности .
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2024-2025 ГОД
Учебный период
Дата
начало
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
окончание
01.09.2024
31.10.2024
01.11.2024
30.12.2024
09.01.2025
31.03.2025
01.04.2025
31.05.2025
Итого в учебном году: 36 недель
Продолжительность
количество
учебных недель
8
9
11
8
Неучебные дни, связанные с государственными праздниками:
04.11.2024г., 01-02.05.2025г., 08-09.05 2025г.
№п/п
Наименование
тем
I
I
I
Количество
Учебный
план часов
теория
I год обучения
Введение.
Знакомство с
голосовым
аппаратом.
Вокальнохоровая работа.
Музыкальнотеоретическая
подготовка
Концертная
деятельность
итого
II год обучения
Пение как вид
искусства
Музыкальные
термины и
понятия.
практика
всего
Формы
аттестации
Развитие
ритмического
слуха.
Развитие
певческих
способностей.
Средства
музыкальной
выразительности.
Концертная
деятельность.
итого
I
1V год обучения
Введение.
Содержание
учебного плана:
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения.
Искусство пения – искусство души и для души
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства.
Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.
Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и
звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле.
Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;
3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах
октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных
мелодий в пределах 1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции;
Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка
Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты:
Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки
Тембр – окраска звука Динамика – сила звука. Пластическое интонирование
Раздел 3. Концертная деятельность
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные
выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.
2 год обучения
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства. История певческой
культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Прослушивание
произведений различных жанров. Ознакомление с основами вокального
искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры,
диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат
и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
Ознакомление с терминами вокального искусства. Понятие о высоких и
низких звуках. Ручные знаки. Знакомство с нотами. Одноголосное пение.
Понятие интонации. Двухголосие и основные приемы двухголосного пения.
Знакомство с нотным станом Показ расположения нот на нотном стане.
Пение нот Знакомство детей с гаммой до-мажор.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
Долгие и короткие звуки Понятие о музыкальном размере. Длительности нот.
Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые длительности.
Ритмические упражнения. Определение длительностей. Выполнение простых
ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.
Знакомство с различной манерой пения. Роль дыхания в пении. Знакомство с
основными видами дыхания. Постановка голоса. Певческая позиция. Опора
при исполнении различных произведений. Дикция. Артикуляция.
Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
Кульминация в музыкальных произведениях. Темп Динамика. Лад. Понятие о
форме построения песни.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению.
Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской
деятельности.
1 года обучения
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как
слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми
навыками:
•
пение в унисон;
•
певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
•
передача простого ритмического рисунка;
•
четкая дикция;
•
свободное владение дыханием;
•
способность передать характер произведения;
•
владение динамикой p – mf.
•
репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
•
музыку разного эмоционального содержания;
•
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
•
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
•
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию,
ритм;
•
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку,
баян;
•
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
2 год обучения:
•
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальнотворческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в
концертах);
•
владение некоторыми основами нотной грамоты;
•
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать
и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать
паузы, четко и ясно произносить слова);
•
двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
•
стремление передавать характер песни, правильно распределять
дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
•
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с
точкой, пунктирный ритм).
•
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто
интонировать.
Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству,
движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа
разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие
назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся
произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских
кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального
искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в
учебном плане.
V
Преподаватель
класса должен составлять план работы на каждый
Методические хорового
рекомендации.
урок, включая в него: а) намеченную к прохождению программу по развитию
вокально-хоровых навыков; б) репертуар; в) краткие сведения о произведении
и общие замечания, касающиеся организации занятий. Трудность
произведений должна зависеть от степени усвоения материала. В репертуар
необходимо включать такие произведения, работа над которыми дает
возможность наиболее успешно развивать у учащихся необходимые навыки.
В течение учебного года должно быть пройдено 10-12 произведений.
Некоторое количество (2-3) из указанного числа может быть пройдено в
порядке ознакомления.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом
работы за определенный период.
Занятия в хоровом классе проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 1
урок. Каждое занятие следует проводить целенаправленно, при
максимальной активности и внимании детей. Занятие должно включать в
себя различные виды работы, развитие различных вокально-хоровых
навыков. И, хотя, работая со всем коллективом, очень трудно заниматься
индивидуальной работой, следует практиковать исполнение отдельных
отрывков маленькими группами и по одному, записывать на магнитофон
пение, с дальнейшим прослушиванием.
В первый год обучения можно по возможности скорее вводить разучивание
песен по нотам, что развивает навык чтения с листа и способствует
сознательному и углубленному усвоению музыкального произведения. Пение
по слуху также должно иметь место во все годы обучения как один из
способов развития музыкальной памяти.
Начиная с первого года обучения, надо постепенно, на легких примерах,
приучать детей к пению без сопровождения, с тем чтобы в старших классах
этот навык способствовал разучиванию и исполнению сложных
трехголосных произведений a capello. На каждом занятии необходимо
следить за правильной певческой установкой и чередовать пение сидя с
пением стоя, не допускать пения на связках, крика и следить за физическим
состоянием детей, не допуская утомляемости.
VI. Материально-техническое обеспечение программы:
В этом разделе указываются требования к кабинету, необходимое
оборудование для проведения занятий.
№ Наименование объектов и средств материально-технического
п/п обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1.Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы»авторов
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:созданный на основе
«Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7
классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,
стр.3-28.
2.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного
пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,
стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,
2007.
4.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
5.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред.
Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
6.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1
класс», М., Просвещение, 2001г.
7.Нахимовский А.М. «Театральное действо»
8.Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
9.Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству»
г. Ростов-на-Дону 2002 г.
10.Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
11.В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
12.В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс».
13.О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
14.Ю. Рауль «Певческий голос».
15.Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
2. Дидактические материалы для работы с учащимися.
3. Фортепиано или синтезатор.
4. Аудиасредства: проигрыватель, микрофон.электронные аудиозаписи
и медиа-продукты.
5. Компьютер.
6. Усиливающая аппаратура
7. Возможности студийной записи голоса и прослушивания
исполнения.
VII.
Сведения о составителе:
Борисова Татьяна Валентиновна
СГПИ, музыкальное образование,1990г
-I квалификационная категория.