МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №165
Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту 7.1
Учебный план
уровня начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 165
г. Екатеринбурга
на 2025– 2026 учебный год
2025 год
г. Екатеринбург
Учебный план начального общего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.1 МАОУ-СОШ №165
Учебный план МАОУ-СОШ №165, реализующей адаптированную основную общеобразовательную
программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
– АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и
коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и
СанПиН 1.2.3685-21.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 7.1
включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область, входящую в
состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область включает коррекционные
курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию
имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и их особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР по
варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и учебные предметы
в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во
внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия
по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 7.1. обязательные предметные области
учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют
ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Русский язык и литературное чтение».
«Иностранный язык».
«Математика и информатика».
«Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
«Основы религиозных культур и светской этики».
«Искусство».
«Технология».
«Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО
изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих
заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на
родном (русском) языке».
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению,
способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР
нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня,
предлагаемого школой, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
•
Курс «Занимательная математика», 2-3 классы, 1 час в неделю, предназначен для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ организуется по
следующим
направлениям:
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс
освоения содержания АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5
отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, за четыре года обучения составляет 1350 часов.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоциональноличностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности
и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных
дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения
ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает:
1. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия»
2. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия «Думаю. Общаюсь.
Развиваюсь.»
3. Коррекционный курс «Ритмика»
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с
ЗПР по варианту 7.1 определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МАОУ-СОШ № 165
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому
учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая
фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных
действий. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных
модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Литературное чтение
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Иностранный язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур
и светской этики
4-й
Безотметочная система
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения
тематических проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Занимательная математика
2-й
Безотметочная система
Коррекционно-развивающие
занятия: логопедические
занятия
2–4-й
Текущий мониторинг динамики развития
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
1-й
2-й
3-й
4-й
класс класс класс класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
____________
–
2
2
2
6
Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
Русский язык и литературное
чтение
Обществознание и
естествознание («Окружающий
мир»)
Окружающий мир
Основы религиозных культур и
светской этики
Основы религиозных культур
и светской этики
–
–
–
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Искусство
Технология
Физическая культура
Физическая культура
Итого
2
2
2
2
8
20
__
__
__
__
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
_
_
_
_
_
Занимательная математика
_
1
1
_
_
Модуль по видам спорта «Шахматы»
1
-
-
-
1
Всего в неделю
__
__
__
__
__
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
пятидневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего учебных часов на учебный период
693
782
782
782
3039
Ритмика
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия
2
2
2
2
8
Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные
занятия «Думаю. Общаюсь. Развиваюсь.»
2
2
2
2
8
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
6
6
6
6
24
Учебные недели
33
34
34
34
135
Итого
198
204
204
204
810
Курсы внеурочной деятельности