МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №165
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Мировая художественная культура»
для обучающихся 11 классов
ЕКАТЕРИНБУРГ
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную
деятельность;
умение устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в
источниках различного типа;
умение использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии
для оформления творческих работ;
навыки владения основными формами публичных выступлений;
умение определять собственное отношение к произведению искусства;
способность осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Метапредметные результаты:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку
зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Содержание учебного курса
Учебный курс рассчитан на 35 часов и содержит три тематических блока:
- Художественная культура древнего и средневекового Востока
- Художественная культура Европы: становление христианской традиции
- Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков
национальной традиции
РАЗДЕЛ
I.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
КУЛЬТУРА
Тема 1. Древний Египет: художественная культура,
вечность. Египетское изобразительное искусство и музыка
ДРЕВНЕГО
И
олицетворяющая
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Ступа в
Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель вселенной Древней Индии.
Музыкальное искусство
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие
мудрости ушедших поколений. Изобразительное искусство и музыкальный театр
Китая
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой
Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства. Мифология в садовом
искусстве Японии
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика
абстрактной красоты. Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра
РАЗДЕЛ
II.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
ЕВРОПЫ:
Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры. Римская
художественная культура. Афинский Акрополь. Символы римского величия:
Римский Форум, Колизей, Пантеон.
Тема 7. От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия.
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение
христианской образности. София Константинопольская – воплощение идеала
божественного мироздания в восточном христианстве.«Пламенеющая готика»
европейских соборов. Монодический склад Средневековой музыкальной культуры.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь
гуманизма. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти,
Микеланджело Буонарроти. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе,
Тициан Вечеллио
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Гентский Алтарь
Яна ван Эйка, гравюры А. Дюрера. Художественная культура Франции. Школа
Фонтенбло
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и
стилей. «Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции.
Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как
общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного
жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение
культа разума.Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов.
Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран.
Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного
ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его
философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
ОСНОВЫ
РУССКОЙ
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным
светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой
Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины.
Дохристианские нравственные установки и эстетические представления.
Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к
христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств.
«Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры
Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники
архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская
Русь:
утверждение
самобытной
красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры.
Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение.
Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение
общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская
литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое
искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура ВладимироСуздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и
иконописи Пскова
Тема16. Художественная
Культура
XVII
в.:
смена
духовных
ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре
«переходной
эпохи».
Социальные
катаклизмы
«бунташного
века».
Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в.
Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые
направления иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и
различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения:
формирование
гуманистических
идеалов.
Начало
развития
«русской
европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной
культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в
литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная
живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской
комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское
барокко и московское зодчество. Шедевры храмовой музыки.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Цели изучения МХК в 11 классе
1. Освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных
особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре.
2. Развитие чувств, эмоций, образно-эстетического мышления и художественнотворческих способностей.
3. Воспитание гордости за творцов, создавших шедевры русского зодчества,
живописи, музыкального творчества.
4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование потребности
в освоении ценностей МХК.
5. Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
6. Использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
7. Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на
освоение каждой темы.
Номер
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Тема урока
Художественная культура Древнего Египта
Художественная культура Древней и Средневековой Индии
Художественная культура Древней и Средневековой Индии
Культура Египта и Индии: сходство и различия
Художественная культура Древнего и Средневекового Китая
Художественная культура Японии
Художественная культура Японии
Культура Китая и Японии: сходство и различия
Художественная культура мусульманского Востока
Античность: колыбель европейской художественной культуры
Античность: колыбель европейской художественной культуры
Античность: колыбель европейской художественной культуры
От мудрости Востока к европейской христианской культуре
Художественная культура европейского Средневековья: освоение
христианской образности
Художественная культура европейского Средневековья: освоение
христианской образности
Художественная культура европейского Средневековья: освоение
христианской образности
Художественная культура итальянского Возрождения
Художественная культура итальянского Возрождения
Северное Возрождение
Северное Возрождение
Художественная культура 17го века: многоголосие школ и стилей
Художественная культура 17го века: многоголосие школ и стилей
Художественная культура европейского Просвещения
Художественная культура европейского Просвещения
Анализ путей развития художественной культуры 5-17 вв.
Художественная культура Киевской Руси
Новгородская Русь
Московская Русь: утверждение общерусского художественного стиля
Московская Русь: утверждение общерусского художественного стиля
Художественная культура 17в.: смена духовных ориентиров
Русская художественная культура в эпоху Просвещения
Русская художественная культура в эпоху Просвещения
Культура на пороге новых открытий.
Обобщающий урок.
Защита проектов.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1